Нормативное регулирование
Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»
Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»
Приказ Минкомсвязи России от 16.06.2014 № 161 «Об утверждении требований к административным и организационным мерам, техническим и программно-аппаратным средствам защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию» Письмо Минобрнауки России от 28.04.2014 № ДЛ-115/03«О направлении методических материалов для обеспечения информационной безопасности детей при использовании ресурсов сети Интернет» Письмо Минобрнауки России от 14.05.2018 № 08-1184 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями о размещении на информационных стендах, официальных интернет-сайтах и других информационных ресурсах общеобразовательных организаций и органов, осуществляющих управление в сфере образования, информации о безопасном поведении и использовании сети «Интернет»)Педагогическим работникам
Современная информационная система представляет собой сложную систему, состоящую из большого числа компонентов различной степени автономности, которые связаны между собой и обмениваются данными. Практически каждый компонент может подвергнуться внешнему воздействию или выйти из строя.
Компоненты автоматизированной информационной системы можно разбить на следующие группы:
1) АППАРАТНЫЕ СРЕДСТВА. Это компьютеры и их составные части (процессоры, мониторы, терминалы, периферийные устройства – принтеры, контроллеры, кабели, линии связи и т.д.);
2) ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ. Это приобретенные программы, исходные, объектные, загрузочные модули; операционные системы и системные программы (компиляторы, компоновщики и др.), утилиты, диагностические программы и т.д.;
3) ДАННЫЕ, хранимые временно и постоянно, на дисках, флэшках, печатные, архивы, системные журналы и т.д.;
4) ПЕРСОНАЛ. Пользователи, системные администраторы, программисты и др.
Опасные воздействия на компьютерную информационную систему можно подразделить на случайные и преднамеренные. Анализ опыта проектирования, изготовления и эксплуатации информационных систем показывает, что информация подвергается различным случайным воздействиям на всех этапах цикла жизни системы.СЛУЧАЙНЫЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ:
=аварийные ситуации из-за стихийных бедствий и отключений электропитания;
=отказы и сбои аппаратуры;
=ошибки в программном обеспечении;
=ошибки в работе персонала;
=помехи в линиях связи из-за воздействий внешней среды.
ПРЕДНАМЕРЕННЫЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ – это целенаправленные действия нарушителя. В качестве нарушителя могут выступать служащий, посетитель, конкурент, наемник. Действия нарушителя могут быть обусловлены разными мотивами:
=недовольством служащего своей карьерой;
=взяткой;
=любопытством;
=конкурентной борьбой;
=стремлением самоутвердиться любой ценой.
Можно составить гипотетическую модель потенциального нарушителя:
+квалификация нарушителя на уровне разработчика данной системы;
+нарушителем может быть как постороннее лицо, так и законный пользователь системы;
+нарушителю известна информация о принципах работы системы;
+нарушитель выбирает наиболее слабое звено в защите.
Наиболее распространенным и многообразным видом компьютерных нарушений является несанкционированный доступ. НЕСАНКЦИОНИРОВАННЫЙ ДОСТУП использует любую ошибку в системе защиты и возможен при нерациональном выборе средств защиты, их некорректной установке и настройке.
Проведем классификацию каналов несанкционированного доступа, по которым можно осуществить хищение, изменение или уничтожение информации:
ЧЕРЕЗ ЧЕЛОВЕКА:
хищение носителей информации;
чтение информации с экрана или клавиатуры;
чтение информации из распечатки.
ЧЕРЕЗ ПРОГРАММУ:
перехват паролей;
дешифровка зашифрованной информации;
копирование информации с носителя.
ЧЕРЕЗ АППАРАТУРУ:
подключение специально разработанных аппаратных средств, обеспечивающих доступ к информации;
перехват побочных электромагнитных излучений от аппаратуры, линий связи, сетей электропитания и т.д.
Особо следует остановиться на угрозах, которым могут подвергаться компьютерные сети. Основная особенность любой компьютерной сети состоит в том, что ее компоненты распределены в пространстве. Связь между узлами сети осуществляется физически с помощью сетевых линий и программно с помощью механизма сообщений. При этом управляющие сообщения и данные, пересылаемые между узлами сети, передаются в виде пакетов обмена. Компьютерные сети характерны тем, что против них предпринимают так называемые удаленные атаки. Нарушитель может находиться за тысячи километров от атакуемого объекта, при этом нападению может подвергаться не только конкретный компьютер, но и информация, передающаяся по сетевым каналам связи.
Обеспечение информационной безопасности
Формирование режима информационной безопасности – проблема комплексная. Меры по ее решению можно подразделить на пять уровней:
1. Законодательный . Это законы, нормативные акты, стандарты и т.п.
Нормативно-правовая база определяющая порядок защиты информации:
2. Морально-этический. Всевозможные нормы поведения, несоблюдение которых ведет к падению престижа конкретного человека или целой организации.
3. Административный. Действия общего характера, предпринимаемые руководством организации. Такими документами могут быть:
приказ руководителя о назначении ответственного за обеспечение информационной безопасности;
должностные обязанности ответственного за обеспечение информационной безопасности;
перечень защищаемых информационных ресурсов и баз данных;
инструкцию, определяющую порядок предоставления информации сторонним организациям по их запросам, а также по правам доступа к ней сотрудников организации.
4. Физический. Механические, электро- и электронно-механические препятствия на возможных путях проникновения потенциальных нарушителей.
5. Аппаратно-программный (электронные устройства и специальные программы защиты информации).
Принятые меры по созданию безопасной информационной системы в школе:
=Обеспечена защита компьютеров от внешних несанкционированных воздействий (компьютерные вирусы, логические бомбы, атаки хакеров и т. д.)
=Установлен строгий контроль за электронной почтой, обеспечен постоянный контроль за входящей и исходящей корреспонденцией.
=Установлены соответствующие пароли на персональные ПК.
=Использованы контент-фильтры, для фильтрации сайтов по их содержимому.
Единая совокупность всех этих мер, направленных на противодействие угрозам безопасности с целью сведения к минимуму возможности ущерба, образуют систему защиты.
Специалисты, имеющие отношение к системе защиты должны полностью представлять себе принципы ее функционирования и в случае возникновения затруднительных ситуаций адекватно на них реагировать. Под защитой должна находиться вся система обработки информации.
Лица, занимающиеся обеспечением информационной безопасности, должны нести личную ответственность.
Надежная система защиты должна быть полностью протестирована и согласована. Защита становится более эффективной и гибкой, если она допускает изменение своих параметров со стороны администратора.
В заключение своего доклада хотелось бы дать некоторые рекомендации по организации работы в информационном пространстве, чтобы уберечь себя и своих близких от интернет-преступников.
Рекомендации по организации работы в информационном пространстве
1. Перед началом работы необходимо четко сформулировать цель и вопрос поиска информации.
2. Желательно выработать оптимальный алгоритм поиска информации в сети Интернет, что значительно сократит время и силы, затраченные на поиск.
3. Заранее установить временный лимит (2-3 часа) работы в информационном пространстве (просмотр телепередачи, чтение, Интернет).
4. Во время работы необходимо делать перерыв на 5-10 минут для снятия физического напряжения и зрительной нагрузки.
5. Необходимо знать 3-4 упражнения для снятия зрительного напряжения и физической усталости.
6. Работать в хорошо проветренном помещении, при оптимальном освещении и в удобной позе.
7. Не стоит легкомысленно обращаться со спам-письмами и заходить на небезопасные веб-сайты. Для интернет-преступников вы становитесь лёгкой добычей.
8. При регистрации в социальных сетях, не указывайте свои персональные данные, например: адрес или день рождения.
9. Не используйте в логине или пароле персональные данные.
10. Все это позволяет интернет-преступникам получить данные доступа к аккаунтам электронной почты, а также инфицировать домашние ПК для включения их в бот-сеть или для похищения банковских данных родителей.
11. Создайте собственный профиль на компьютере, чтобы обезопасить информацию, хранящуюся на нем.
12. Не забывайте, что факты, о которых вы узнаете в Интернете, нужно очень хорошо проверить, если выбудете использовать их в своей домашней работе. Целесообразно сравнить три источника информации, прежде чем решить, каким источникам можно доверять.
13. О достоверности информации, помещенной на сайте можно судить по самому сайту, узнав об авторах сайта.
14. Размещая информацию о себе, своих близких и знакомых на страницах социальных сетей, спросите предварительно разрешение у тех, о ком будет эта информация.
15. Не следует размещать на страницах веб-сайтов свои фотографии и фотографии своих близких и знакомых, за которые вам потом может быть стыдно.
16. Соблюдайте правила этики при общении в Интернете: грубость провоцирует других на такое же поведение.
17. Используя в своей работе материал, взятый из информационного источника (книга, периодическая печать, Интернет), следует указать этот источник информации или сделать на него ссылку, если материал был вами переработан.
Детям (воспитанникам)
Всем подряд сообщать свою частную информацию (настоящие имя, фамилию, телефон, адрес, номер школы, а также фотографии свои, своей семьи и друзей)
Открывать вложенные файлы электронной почты, когда не знаешь отправителя
Грубить, придираться, оказывать давление - вести себя невежливо и агрессивно
Не распоряжайся деньгами твоей семьи без разрешения старших - всегда спрашивай родителей
Не встречайся с Интернет-знакомыми в реальной жизни - посоветуйся со взрослым, которому доверяешь.
Не все пишут правду. Читаешь о себе неправду в Интернете - сообщи об этом своим родителям или опекунам
Приглашают переписываться, играть, обмениваться - проверь, нет ли подвоха
Незаконное копирование файлов в Интернете - воровство
Всегда рассказывай взрослым о проблемах в сети - они всегда помогут
Используй настройки безопасности и приватности, чтобы не потерять свои аккаунты в соцсетях и других порталах.
Уважай других пользователей
Пользуешься Интернет-источником - делай ссылку на него
Открывай только те ссылки, в которых уверен
Общаться за помощью взрослым - родители, опекуны и администрация сайтов всегда
Родителям
Памятка для родителей об информационной безопасности детей
Определение термина «информационная безопасность детей» содержится в Федеральном законе № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», регулирующим отношения, связанные с защитой детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию.
Согласно данному закону «информационная безопасность детей» — это состояние защищенности, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию.
В силу Федерального закона N 436-ФЗ информацией, причиняющей вред здоровью и (или) развитиюдетей, является:
информация, запрещенная для распространения среди детей;
информация, распространение которой ограничено среди детей определенных возрастных категорий.
К информации, запрещенной для распространения среди детей, относится:
информация, побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в т.ч. причинению вреда своему здоровью, самоубийству;
способность вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую
продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе; принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;
обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям и животным;
отрицающая семейные ценности и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи;
оправдывающая противоправное поведение;
содержащая нецензурную брань;
содержащая информацию порнографического характера.
К информации, распространение которой ограничено среди детей определенного возраста, относится:
информация, представляемая в виде изображения или описания жестокости, физического и (или) психического насилия, преступления или иного антиобщественного действия,
вызывающая у детей страх, ужас или панику, в т.ч. представляемая в виде изображения или описания в унижающей человеческое достоинство форме ненасильственной смерти, заболевания, самоубийства, несчастного случая, аварии или катастрофы и (или) их последствий;
представляемая в виде изображения или описания половых отношений между мужчиной и женщиной;
содержащая бранные слова и выражения, не относящиеся к нецензурной брани.
С учетом этого Вам предлагаются правила работы в сети Интернет для различных возрастных категорий, соблюдение которых позволит обеспечить информационную безопасность ваших детей.
Общие правила для родителей
Независимо от возраста ребенка используйте программное обеспечение, помогающее фильтровать и контролировать информацию, но не полагайтесь полностью на него. Ваше внимание к ребенку – главный метод защиты.
Если Ваш ребенок имеет аккаунт на одном из социальных сервисов (LiveJournal, blogs.mail.ru, vkontakte.ru и т.п.), внимательно изучите, какую информацию помещают его участники в своих профилях и блогах, включая фотографии и видео.
Проверьте, с какими другими сайтами связан социальный сервис Вашего ребенка. Странички Вашего ребенка могут быть безопасными, но могут и содержать ссылки на нежелательные и опасные сайты (например, порносайт, или сайт, на котором друг упоминает номер сотового телефона Вашего ребенка или Ваш домашний адрес)
Поощряйте Ваших детей сообщать обо всем странном или отталкивающем и не слишком остро реагируйте, когда они это делают (из-за опасения потерять доступ к Интернету дети не говорят родителям о проблемах, а также могут начать использовать Интернет вне дома и школы).
Будьте в курсе сетевой жизни Вашего ребенка. Интересуйтесь, кто их друзья в Интернет так же, как интересуетесь реальными друзьями.