09 апреля 2015 года в детском саду «Чулпан» прошел краевой форум «Реализация полисубъектного подхода в формировании культуры межнационального общения детей дошкольного возраста в поликультурном образовательном пространстве Пермского края».
Целью форума являлась трансляция результатов инновационной деятельности в массовую практику дошкольных образовательных учреждений и национальных школ.
Актуальность проблемы: В нормативных документах и декларациях как международного, так и государственного уровня отмечается необходимость создания педагогических, социальных и политических условий для формирования толерантности Международный пакт о гражданских и политических правах», «Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод», «Декларация принципов толерантности», «Всеобщая декларация прав человека», «Декларация прав ребенка», Конвенция ООН «О правах ребенка», «Национальная доктрина образования в РФ до 2025 года», Закон Российской Федерации «Об образовании» и др.).
В настоящее время имеется большое количество исследований, рассматривающих понятие толерантности, научные подходы к изучению данного феномена, раскрывающие проблемы формирования разных видов толерантности (конфессиональной, этнической, возрастной, гендерной). Вместе с тем вопросы, связанные с изучением формирования понимающего, принимающего и уважительного отношения к людям другой национальности, то есть межнациональной толерантности, как одного из показателей успешного решения задач социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста, предусмотренного ФГОСДО, остаются мало изученными.
Анализ нормативных и концептуальных документов, социально-психологической, педагогической литературы, изучение опыта деятельности образовательных организаций, работы воспитателей по вопросам формирования культуры межнационального общения позволил выявить ряд противоречий, имеющих место в современной теории и практике образования. Это противоречия между:
– необходимостью принимающих, понимающих и уважительных отношений ко всему к иной национальной культуре в условиях современного кризисного социального пространства и недостаточной теоретической базой образовательных систем в области формирования межнациональной толерантности;
– социально обусловленной потребностью общества в воспитании у подрастающего поколения культуры межнационального общения и обесцениванием традиционных элементов национальной культуры.
– возможностью формирования межнациональной толерантности у детей дошкольного возраста в условиях дошкольных образовательных учреждений в связи с сензитивностью данного возрастного периода и отсутствием программно-целевых ориентиров в построении педагогического процесса по данному направлению личностного развития, малой эффективностью, недостаточностью средств, используемых в этом процессе.
Краевой форум проводится в рамках сотрудничества с кафедрой дошкольной педагогики и психологии факультета педагогики и психологии детства, лабораторией социального развития ПГГПУ.